Производители автомобилей выступили с предложением о запрещении импорта иностранных машин для частных лиц
Объединение автопроизводителей выступает за актуализацию утилизационного сбора на фоне растущих проблем с импортом
Обращение автопроизводителей России (ОАР) в Минпромторг подчеркивает необходимость пересмотра методики назначения утилизационного сбора на автомобили. Данная инициатива направлена на сдерживание «серого» импорта, который осуществляется через регистрацию на физических лиц. ОАР включает ряд ведущих компаний, таких как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, и многие другие.
Согласно информации агентства Интерфакс, обращение адресовано министру Алиханову и затрагивает устав, в рамках которого действует постановление правительства №1291 от декабря 2013 года. В документе предлагается сместить акцент на расчете утилизационного сбора от объема двигателя на мощность, что является результатом повышения производительности двигателей в современных автомобилях.
Существующая система приводит к тому, что автомобили с совершенно различными ценовыми категориями облагаются одной и той же суммой утилизационного сбора. Например, стоимость седана Changan Alsvin составляет 1,85 млн рублей, и шестицилиндровый BMW Х3 на 8 миллионов рублей имеют одинаковую ставку утилизационного сбора в 677,4 тыс. рублей.
Кроме того, члены ОАР полагают, что действующие льготные условия утилизационного сбора для физических лиц являются ощутимым препятствием для развития авторынка. К примеру, сейчас физические лица платят 3400 рублей за автомобили возрастом до трех лет и 5200 рублей за более старые. Исключение составляют машины с объемами двигателей выше трех литров.
С введением льгот, темпы «серого» импорта автомобилей значительно увеличились. Если в 2024 году доля импорта на физических лиц была в диапазоне 1-50%, то в 2025 году она возросла до 50-70%. Это приводит к потере контроля над качеством автомобилей, так как многие из них поступают без гарантии и технической поддержки, что существенно сказывается на доходах государства от налогов.